ФЭНДОМ

Золушка
Cinderella - Project Gutenberg etext 19993
Полное имя Неизвестно
Псевдонимы/Титулы Золушка
Происхождение «Бродячие сказки»
Пол Женский
Возраст Молодая
Раса/Вид Человек
Род занятий Прислуга (ранее)
Силы/Способности Танцевальные навыки
Цели Отправиться на бал (достигнуто)
Тип Героя Большое Добро

Золушка (англ. Cinderella, фр. Cendrillon, нем. Aschenputtel) – главная героиня западноевропейской сказки, известной в переложениях Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле.

История Править

Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенародный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.

Версия Шарля Перро (1697) Править

Король небольшой страны, вдовец с дочерью от первого брака, прелестной и доброй девушкой, женился на высокомерной и злой даме с двумя дочерьми, во всём похожими на мать. Отец «во всём слушался своей новой жены». Мачеха заставляет падчерицу жить на чердаке, спать на соломенной подстилке и выполнять самую тяжёлую и грязную работу. После работы девушка обычно отдыхает, сидя на ящике с золой возле камина, поэтому сёстры прозвали её Золушкой. Сводные сёстры Золушки купаются в роскоши, а она безропотно сносит их насмешки.

Принц Мирлифлор устраивает бал, на который приглашает всех знатных людей королевства с жёнами и дочерьми. Мачеха и сёстры Золушки тоже приглашены на бал; саму Золушку, в её грязных лохмотьях, никто во дворец не пустит. После отъезда мачехи и сестёр Золушка горько плачет. Её навещает крёстная мать, которая является феей. Добрая фея превращает тыкву, мышей, крысу и ящериц соответственно в карету, коней, кучера и слуг, лохмотья Золушки — в роскошное платье, и дарит ей красивые туфельки. Она предупреждает Золушку, что ровно в полночь карета превратится обратно в тыкву, платье — в лохмотья и т. д. Золушка едет на бал. Все восхищены её красотой и нарядом, принц знакомится и танцует с ней. Без четверти двенадцать Золушка «поскорее распрощалась со всеми и поспешила уйти». Дома она надевает старый передник и деревянные башмаки и слушает восхищённые рассказы вернувшихся сестёр о блиставшей на балу прекрасной незнакомке.

На следующий вечер ещё более нарядная Золушка опять едет на бал. Принц не отходит от неё и нашёптывает ей всякие любезности. Золушке очень весело, и она спохватывается, когда часы начинают бить полночь. Золушка убегает домой, но теряет туфельку.

Принц объявляет по всему королевству, что женится на девушке, которой придётся по ноге крохотная туфелька. К удивлению сестёр, Золушка свободно надевает туфельку. Сразу после примерки Золушка достаёт из кармана вторую такую же туфельку, а фея превращает её лохмотья в роскошное платье. Сёстры падают на колени и просят прощения у Золушки. Золушка прощает сестёр «от всего сердца».

Золушку везут во дворец к принцу и через несколько дней он женится на ней. Сестёр она берёт к себе во дворец и в тот же день выдаёт их замуж за двух придворных вельмож.

Версия братьев Гримм Править

В этом варианте Золушка является дочерью богача. Она вырастила дерево из ветки, возле которого она плакала и молилась в час нужды. Вместо феи-крёстной ей помогает белая птичка, а также две ручные голубки.

Туфелька, которую обронила Золушка, сделана из чистого золота. Чтобы ножка смогла поместиться, сводные сёстры отрезали себе пальчик и пятку, но были разоблачены птицами. Во время свадьбы Золушки и принца голубки выклевали им глаза.

Внешность Править

Золушка описана как молодая и привлекательная девушка с маленьким размером ноги. В мультипликации, кино и литературе она нередко предстаёт голубоглазой блондинкой.

Личность Править

Золушка – это девушка с мягким характером. Она послушная, добрая и трудолюбивая, вместе с тем долготерпеливая. Золушка решила, что бал станет её возможностью выйти в люди и на время отвлечься от бесконечной и неблагодарной повседневной работы.

Наследие Править

Драматургия Править

  • В 1817 году итальянский композитор Джоаккино Россини написал одноимённую пьесу по французской версии сказки, а в 1899 году состоялась премьера другой оперы от французского композитора Жюля Массне.
  • В 1945 году состоялась премьера балета Сергея Прокофьева на либретто Николая Волкова.
  • В 1946 году Евгений Шварц по мотивам французской версии сюжета написал пьесу.
  • В 2002 году вышел российско-украинский телемюзикл «Золушка», снятый режиссёром Семёном Горовым.
  • В 2016 году, в Вене, под патронажем и управлением дирижёра Зубина Меты состоялась европейская премьера одноимённой оперы («Золушка») юного английского композитора Альмы Дойчер.
  • В 2016 году театр теней Verba из Украины включили эту сказку в свое теневое шоу "Королевство теней" и дали с ним более 50 концертов в Украине, Европе, Ближнем Востоке и Азии.
  • В 2016 году театр теней Delight адаптировал сказку в виде теневого спектакля, соединив искусство театр теней и голографическую проекцию. Премьера которого состоялась в г. Чернигов, Украина.

Кино Править

  • В 1898 году вышел короткометражный фильм «Золушка» Джорджа Альберта Смита. Этот фильм не сохранился до наших дней.
  • В 1899 году вышел короткометражный фильм «Золушка» Жоржа Мельеса.
  • В 1911 году вышел короткометражный фильм «Золушка» Джорджа Николса.
  • В 1912 году вышел короткометражный фильм «Золушка» Колина Кэмпбелла. Этот фильм до наших дней не сохранился.
  • В 1914 году вышел фильм «Золушка» Джеймса Кирквуда.
  • В 1947 году вышел фильм «Золушка» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по сценарию Е. Шварца.
  • В Германии классической по версии братьев Гримм считается экранизация «Три орешка для Золушки» 1973 года.
  • В 2000 году в Великобритании вышел фильм «Золушка» режиссёра Бибэн Кедрон, где Золушку сыграла Марселла Планкетт. Фильм основан на оригинальной классической сказке про Золушку, однако место действия перенесено в современный мир, полный современной модной одеждой и новыми технологиями. Аналогичная модернизация сюжета есть в российском фильме «Золушка 4×4. Всё начинается с желаний» (2008).
  • Сюжет сказки используется в художественном музыкальном фильме «Чем дальше в лес» режиссёра Роба Маршалла производства Walt Disney Pictures.
  • В 2015 году вышел фильм «Золушка» — американский романтический фэнтезийный художественный фильм производства студии Walt Disney Pictures режиссёра Кеннета Брана, снятый по сценарию Криса Вайца с Лили Джеймс, Ричардом Мэдденом, Кейт Бланшетт и Хеленой Бонэм Картер в главных ролях.

Мультипликация Править

  • В 1950 году студией «Дисней» был выпущен полнометражный мультфильм «Золушка» по мотивам сказки Перро.
  • В 1979 году режиссёр «Союзмультфильма» Иван Аксенчук снял короткометражный мультфильм по мотивам той же сказки.
  • В 1994 году студией «GoodTimes Entertainment» был выпущен по 48 минут полнометражный мультфильм «Золушка».
  • В 1996 году вышла аниме-сериал «Повесть о Золушке» 26 серий по 23 минут.
  • В 2007 году вышел полнометражный мультфильм «Новые приключения Золушки» (англ. Happily Never After).

Литература Править

  • Пародийное и осовремененное изложение сюжета сказки содержится в стихотворном сборнике 1982 года «Revolting Rhymes» Роальда Даля.
  • В 2012 году вышла книга в жанре young adult — «КиберЗолушка», написанный американской писательницей-фантастом Мариссой Мейер.
  • Также был выпущен одноимённый комикс, адаптирующий историю на современный мотив, в рамках серии переосмысленных сказок Grimm Fairy Tales.

Похожие героини Править

См. также Править