ФЭНДОМ

Материал взят из одноимённой статьи на сайте Posmotre.li.
E-Montagu

Элизабет Монтегю – английская писательница и хозяйка салона «Синий чулок». Откуда и пошло крылатое выражение.

Синий чулок — так в патриархальном западном обществе, когда само женское образование считалось излишним, называли учёных женщин. А уж если она ещё вовремя не вышла замуж, то ею пугают маленьких девочек: «Будете много учиться — станете такой же никому не нужной старой девой, как она».

Выражение «синий чулок» является калькой с английского «bluestocking» и восходит к XVIII веку. В то время посетитель одного из салонов писательницы Элизабет Монтегю, некто Бенджамин Стиллингфлит, всегда носил именно синие чулки. Он был душой компании, и вскоре выражением «синие чулки» стали называть тот самый салон. Но из-за того, что в этом салоне было много образованных женщин, выражение обрело современный смысл. Так женщин назвали в честь мужчины. В русский язык выражение попало из французского.

Прошли столетия. В цивилизованных и даже не вполне цивилизованных странах тактика «окольцевать богатого самца» уже перестала быть практически единственным способом для женщины построить свою судьбу. Но женщины, которые увлечены учёбой/работой, не стараются приукрасить свою внешность и не интересуются представителями противоположного пола, по-прежнему вызывают осуждение у людей обоих полов с пережитками патриархата в сознании.

Примеры Править

Литература Править

  • Джейн Остин, "Гордость и предубеждение" - Мэри Беннет. В некотором смысле пародирует троп. Много читает, постоянно изрекает прописные истины, отказывается от светских развлечений ради книг и музицирования. Учитывая, что на фоне красивой Джейн, ироничной Лиззи и бойко-развязных сестер она теряется, выглядит как троп зелен виноград.
  • Тургенев, «Отцы и дети» — Евдоксия Кукшина. Образ показан сатирически и с неодобрением, что логично для родоначальника «тургеневских девушек».
    • На самом деле есть и более симпатичный персонаж такого плана — Анна Сергеевна Одинцова. Кукшина выступает своего рода злой карикатурой на Одинцову, подобно тому, как Ситников — карикатура на Базарова.
  • Саша Черный, «Городская сказка». Стёб. Стоило рассказать поклоннику о своей работе, как все, любовь завяла.
    • «Недоразумение». Хорошо замаскированный сабж, чьи любовные стихи вогнали повесу в краску. Но стоило тому приступить от слов к делу, как: «Вы смели к порядочной даме, Как дворник, с объятьями лезть?!»
  • А. К. Толстой. «Поток-богатырь». 
    «То ж бывало у нас и на Лысой Горе,
    Только ведьмы хоть голы и босы,
    Но, по крайности, есть у них косы!»
  • Борис Васильев, «А зори здесь тихие…» — Соня Гурвич «донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку».
  • «Гарри Поттер» — Гермиона на младших курсах. Показательный момент — когда Рон и Гарри увидели её одетой и причёсанной для Святочного бала: к тому, что вообще-то Гермиона — симпатичная девушка, они оказались не готовы.
  • Н. Стивенсон, «Лавина». Субверсия с Хуанитой Маркес. Девушка-технарь в вузе производит впечатление скучного и строгого сабжа, но на деле и чувством юмора не обделена, и сексом заняться не прочь. Со временем дозревает почти что до женщины-вамп (по-прежнему умной и расчётливой).
  • А. Азимов, «Я, робот» — Сьюзен Кэлвин. Ей в принципе роботы ближе и понятнее, чем люди, так что с личной жизнью, естественно, не складывается. Однажды влюбляется, но без взаимности.

Кино Править

Наша Мымра

«Наша Мымра» из «Служебного романа».

  • «Служебный роман» — Людмила Прокофьевна Калугина «Мымра», сперва начальник, а потом ещё и возлюбленная и жена главного героя. Создатели фильма гениально показали её преображение, когда вместо мешковатого костюма и ужасных очков на ней оказывается строгое и элегантное платье, косметика на лице и комплект колечко + серёжки на теле. И да, конечно же, смена причёски.
  • «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992) Т. Бёртона — Селина Кайл, когда работала у М. Шрека. Падение из окошка (не без участия шефа) и оживление уличными котами привело ее к перерождению и преображению в полную противоположность.
    • Ранее - в телесериале 1960х, несколько раз для конспирации Кошка переодевалась в предмет статьи.
    • Аналогично в ранних довоенных комиксах. Представлялась ка мисс Пеггс.
  • «Инопланетянка из Лос-Анджелеса» (1988) — Ванда Сэкнассемм до приключений под землей.

Телесериалы Править

  • «Папины дочки» — Галина Сергеевна.
  • The Big Bang Theory — Эми Фара Фаулер. На момент действия сериала ей ~30. Выглядит классической ботаншей, актриса довольно убедительно изображает голливудское уродство (ей в районе 40). Будучи нейрофизиологом, Эми признаёт у себя наличие либидо, но наука важнее, да и роман с Шелдоном не располагает к бурной половой жизни. За редким исключением.

Мультфильмы Править

  • Мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» — зигзаг: царевна Василиса. Окончила Оксфорд и Сорбонну, а замуж не против — но только по любви. Когда познакомилась с Иваном, он ей понравился.
    • Любит обзывать отца «волюнтаристом» (как только он огорчит её каким-то своим решением или хотя бы советом), хотя волюнтаристкой — в смысле некоторой склонности к самодурству — является скорее она сама.
  • «Красавица и Чудовище». Таковой жители городка считают Белль: она интересуется только книгами и игнорирует парней, в том числе первого красавца Гастона. Но на самом деле она романтична и мечтательна, а Гастон ей не нравится сам по себе.
  • «А в этой сказке было так…». Царевна Несмеяна, которой не до смеха: эксперимент стоит.
  • «Принцесса и лягушка»: главная героиня, будучи увлечённая работой для воплощения заветной мечты в реальность, получила такое прозвище от принца Навина. Встреча с охотниками на лягушек доказывает обратное – Тиана не лишена чувства юмора.

Визуальные романы Править

  • Danganronpa — Токо Фукава, Кёко Киригири и Селестия Люденберг. Интересно, что первая девушка из списка вне своего «каноничного» имиджа воплощает прямо противоположный троп.

См . также Править